Заместитель главы Минфина А. Моисеев официально заявил о том, что в скором времени у автовладельцев появится возможность оформлять большинство ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД, на месте. А. Моисеев высказался за либерализацию рынка ОСАГО, и сообщил, что в ближайшем будущем нужно закрепить практику, при которой европротокол оформляется в любых случаях, где отсутствует ущерб здоровью граждан.
Какие правила в отношении европротокола действуют сейчас?
Европротокол применяется в случаях, когда участники ДТП решают оформить документацию об аварии своими силами, не привлекая сотрудников ГИБДД. После заполнения бумаг владелец транспортного средства обращается к страховщику для получения возмещения. Европротокол дает участникам ДТП возможность быстро задокументировать факт аварии и быстро разъехаться, не создавая затора на дороге. В настоящее время максимальная сумма, которую можно получить в качестве возмещения по европротоколу составляет 50 тысяч рублей.
С июля 2018 года вступит в силу закон, увеличивающий максимальную сумму выплаты по европротоколу вдвое, а осенью 2019 года появится возможность оформлять европротокол при наличии разногласий между участниками аварии.
Сегодня европротокол оформляется при соблюдении условий:
Нужны ли дополнительные изменения?
Высказанную представителем власти идею поддержали в МВД.
ГИБДД видит преимущества в расширении института европротокола. Оформление аварий без привлечения сотрудников полиции сэкономит время самих водителей, и поспособствует уменьшению нагрузки на сотрудников полиции. Изменения помогли бы инспекторам ГИБДД сконцентрировать внимание на предупреждении и пресечении правонарушений на дорогах.
Представители Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) также увидели преимущества в предложенной идее. По мнению члена центрального совета ВОА В. Курило, практика европротокола уже сейчас эффективно применяется в РФ, поэтому имеет смысл распространить ее на еще больший перечень страховых случаев.
Представители союза автостраховщиков (РСА) высказали иную точку зрения. По мнению заместителя исполнительного директора РСА С. Ефремова в расширении спектра действия европротокола нет необходимости. Большинство попавших в ДТП водителей не могут уладить разногласия без привлечения посредников, из-за стресса, вызванного аварией.
Автомобилисты высказывают о предстоящих изменениях разные мнения, однако, все отмечают сложности, возникающих при оформлении водителями европротокола. Необходимо заполнить документы безошибочно, страховщики не принимают бумаги, заполненные с неточностями и помарками. В условиях ДТП сложно сохранить спокойствие и оформить европротокол в соответствии со всеми требованиями, привлечение сотрудников полиции способствует объективной оценки ситуации. Кроме того, по мнению автомобилистов, страховые компании нередко занижают выплаты по европротоколу.
Эксперты считают, что нововведения могли бы прижиться на российских дорогах только после длительного периода обучения автомобилистов, их полноценной адаптации к новым условиям и повышения культуры поведения участников дорожного движения. Поспешное введение новых правил повысит недоверие и негативное отношение водителей к страховым компаниям.