Покупая жилье по договору долевого участия (ДДУ) покупатель получает новую квартиру. Однако это не всегда означает, что объект построен качественно и соответствует всем требованиям и стандартам.
Застройщик обязан сдать новостройку в срок, и отвечает за надлежащее качество построенного жилья, а при обнаружении недостатков несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Рассмотрим основные требования к качеству жилья по ДДУ и санкции за их нарушение.
Что говорит закон?
Статья 7 ФЗ № 214 «Об участии в долевом строительстве» (ФЗ№ 214) определяет, что строительная компания должна передать покупателю объект недвижимости, полностью соответствующий по качеству условиям ДДУ, положениям проектных документов, а также нормам, установленным градостроительными и техническими регламентами.
К основным документам, регламентирующим качество жилья, относятся:
Ответственность за ненадлежащее качество объекта
Если объект возведен застройщиком с нарушением обязательных требований, в результате чего появились недостатки, из-за которых проживание в квартире невозможно, покупатель имеет право обратиться к строительной компании с претензией. Дольщик вправе по своему усмотрению потребовать устранения недостатков, снижения стоимости квартиры, или компенсации потраченных на устранение недостатков средств. Если застройщик отказался исполнить вышеуказанные требования, у дольщика появляется право на расторжение ДДУ. Такое же право возникает у покупателя жилья, если обнаружены существенные недостатки объекта. При этом застройщик должен будет не только вернуть покупателю внесенные денежные средства, но и выплатить проценты.
Даже если ДДУ содержит условие о том, что строительная компания не несет ответственности за допущенные при строительстве дома недочеты, от санкций застройщик не освобождается. В соответствии со ст. 7 ФЗ № 214 такое условие договора признается ничтожным.
Для направления требований застройщику закон устанавливает ограниченное время. Дольщик может предъявить претензии по поводу качества квартиры в досудебном или судебном порядке в случае, если выявил дефекты в течение гарантийного срока. Этот срок определяется договором, однако, в законе оговаривается, что гарантийный срок для объектов, приобретенных по ДДУ, не может быть менее 5 лет, а гарантийный срок для оборудования, которым оснащена квартира, не может быть меньше 3 лет.
Срок для устранения недостатков застройщик должен согласовать с покупателем жилья, все работы должны быть проведены в течение этого периода. Если застройщик отказался устранять дефекты, либо не устранил их надлежащим образом, покупатель вправе обратиться в суд с иском к застройщику. При этом строительная компания не будет отвечать за ненадлежащее качество жилья, если сможет доказать, что недостатки возникли в результате износа помещения, или по вине дольщика.