Осенью 2017 года в законодательство, регламентирующее возмещение ущерба в результате ДТП по договору ОСАГО, были внесены изменения. Теперь попавший в аварию водитель будет требовать возмещения от страховой компании, с которой заключил договор. При этом не имеет значения количество участвовавших в дорожно-транспортном происшествии автомобилей. Возмещать ущерб по-прежнему должен страховщик виновника аварии, однако, все переговоры и расчеты с ним будет вести не пострадавший водитель, а его страховая компания. Стоит отметить, что к Европротоколу новые правила не применяются.
Как было раньше?
До принятия поправок к закону об ОСАГО прямое возмещение ущерба допускалось в строго определенных случаях: если в аварии участвовали только два транспортных средства, водители были застрахованы по ОСАГО, и в ДТП не было пострадавших. Если в аварии участвовали три автомобиля и более, за возмещением причиненного ущерба необходимы было обращаться к страховщику виновника ДТП.
Предпосылки изменений
При оформлении ОСАГО владелец транспортного средства самостоятельно выбирает тот автосервис, в котором будет проводиться ремонт автомобиля в случае такой необходимости. При прямом обращении владельца поврежденного автомобиля к страховщику виновника ДТП, ему был бы предложен сервис, с которым сотрудничает страховщик. И не факт, что эта организация устроила бы водителя машины, пострадавшей от аварии.
Поправки прямо направлены на защиту прав автолюбителей, транспорт которых пострадал, им не придется тратить время на посещение страховщика виновника ДТП и соглашаться на ремонт сомнительного качества.
Как новые правила будут работать на практике?
Новая система возмещения ущерба действует так:
При возникновении ДТП, которым причинен ущерб, владелец пострадавшего транспортного средства обращается в свою страховую компанию. После детального изучения обстоятельств аварии страховщик принимает решение о выплате денежной компенсации, или ремонте транспортного средства. В это же время страховщик владельца пострадавшей машины обращается к страховщику виновника аварии с требованием возместить потраченные средства. Прямое взаимодействие пострадавшего и страховой компании виновника ДТП в новой системе исключается.
Какие сложности могут возникнуть в связи с принятием поправок?
Проблем с реализацией изменений не возникнет лишь в том случае, когда сразу будут известны виновники и водители, чьи машины пострадали. На практике далеко не всегда можно четко определить, кто спровоцировал ДТП. Например, один автомобиль врезался в другой, а следом к этой группе присоединилось еще несколько автомобилей, по той причине, что кто-то из водителей не заметил аварии, и не предпринял меры к предотвращению дальнейших столкновений. Виновников таких ситуаций сложно выявлять даже инспекторам ГИБДД. Как будет расцениваться авария: как одно ДТП, или сразу несколько? Теперь ответы на эти вопросы предстоит искать страховым компаниям.