Будучи привлеченным к административной ответственности водители, не разбираясь в тонкостях оформления документов, которые в дальнейшем будут их обвинять в совершении, административного правонарушения совершают много глупостей и ошибок. Главной ошибкой водителей является то, что они идут на поводу у должностного лица и делают все, что так необходимо инспектору ГИБДД.
Пожалуй, самой распространенной ошибкой водителя является то, что он будучи в неведении, что указывать в процессуальных документах спрашивает об этом инспектора, который собственно его и обвиняет в совершении данного правонарушения.
Инспектор естественно поясняет водителю что писать и где ему следует поставить свои подписи. В дальнейшем подобные документы в суде очень трудно признать недействительными по делу, либо признать их недопустимыми доказательствами. А получается, это потому что изначально водители допускают ряд ошибок, которые в дальнейшем с ними и сыграют злую шутку в суде.
Для того, чтобы, не допускать подобных ошибок предлагаю разобраться в данной статье, что же является доказательствами по делу об административном правонарушении, кто является стороной обвинения по данной категории дел рассматриваемых в судах общей юрисдикции.
Первое что следует понимать и знать, что предмет доказывания вины лежит на стороне обвинения. При рассмотрении подобных дел данное бремя лежит на инспекторе ГИБДД, который и составил в отношении водителя административный материал. В суде, как правило, должностное лицо имеет преимущество по отношению к водителю (это если водитель один без защитника) ибо ему задаются ряд вопросов, причем всеми судьями без исключения это: знаком ли инспектор с водителем и имеются ли у инспектора неприязненные отношения к водителю. После того как инспектор ответит что он не знает водителя и неприязненных отношений у него к нему нету – судья выслушав водителя выберет сторону инспектора потому что он незнаком с водителем, неприязненных отношений к водителю не имеет и это просто его работа – следить за безопасностью дорожного движения.
Доводам водителя суд не поверит и сошлется на то, что данные показания водитель дает с целью избежать, административной ответственности. Поэтому что избежать административную ответственность, даже зная, что вы действительно нарушили ПДД РФ следует уделять внимание тому, как составляются в отношении вас процессуальные документы (протоколы).
За примером далеко ходить не надо. Все мы знаем, что у нас есть права, как и есть обязанности. При составлении главного документа, который будет обвинять водителя (а это протокол об административном правонарушении) должностное лицо разъясняет водителю его права и обязанности (в данном случае по ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ). По смыслу действий должностное лицо должен вслух зачитать данные статьи водителю, что на практике бывает 1 раз из 100. После этого инспектор попросит водителя расписаться, что он с протоколом ознакомлен, права и обязанности ему разъяснены и понятны и то, что он копию протокола получил на руки. В данной графе водителю следует указать следующее, что с протоколом он ознакомлен права, и обязанности по вышеуказанным статьям ему разъяснены НЕ были в виду чего, он отказывается от подписи в соответствующей графе. Данную графу нужно обязательно заполнить, ибо, если водитель ее оставит пустой сказав, что он не будет расписываться в данной граве – инспектор напишет в данной граве что водитель от подписи отказался. После этого водитель увидит злое лицо инспектора ГИБДД с вопросами к нему, почему он написал это – следует понимать, что водитель вправе отказаться от дачи, каких либо объяснений воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ. И так дело поступает в суд и тут тоже есть моменты ибо опытный судья никогда не примет к своему рассмотрению административный материал, по которому лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, а затем отправит данный материал обратно в ГИБДД. Но есть ряд судей, для которых как говорится "ай сойдет и так" – не нарушение и примет дело к производству.
В статье 28.2 ч.3 КоАП РФ указывается следующее, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Иными словами. Если подобное процессуальное действие не проводилось, то соответственно нарушаются конституционные права лица в отношении которого возбужденно данное дело а именно права лица на защиту от обвинения. В начале данной статьи было изложено, что инспектор имеет преимущество по отношению к водителю в виде незаинтересованности в исходе дела, что на практике почти всегда не так. Поэтому если вы оказались в такой ситуации, при которой в отношении вас инспектор составляет административный протокол вам следует всего лишь поставить запись о том, что вам не разъяснили права и обязанности. В дальнейшем данный документ должен исключаться из доказательств вашей виновности также он должен быть признан судом как доказательство, полученное с нарушением закона. После исключения главного документа из числа доказательств вашей виновности дело разваливается автоматически т.е прекращается либо за недоказанность в действиях водителя правонарушения либо за любым другим основанием которые изложены в ст. 24.5 КоАП РФ.
В заключении, настоящей статьи отметим, что в настоящее время в ГД РФ внесен законопроект, который скорее всего будет принят и который во всяком случае хочется верить облегчит задачу водителей по отстаиванию своей позиции по данным делам. Данный законопроект предлагает по аналогии с ГПК РФ и АПК РФ дополнить статью 26.2 КоАП таким видом доказательств, как аудио и видеозапись. Иными словами теперь судьям будет значительней тяжелее лишать водителей прав ,ибо данное изменение в КоАП РФ дает свои плюсы защитникам. Ну, а в целом нужно понимать что доказательству всегда предшествует установление вины и нельзя доказать вину водителя без ее установления, что зачастую происходит в нашей стране (особенно в мировых судах). Протокол об административном правонарушении и иные документы не предрешают вопроса о виновности водителя, ибо никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы. Прежде чем взять за основу обвинения водителя какой-либо документ нужно вызвать и лицо, которое его составило, т.е инспектора, чего многие судьи не делают, тем самым нарушая одну из самых важных статьей кодекса а именно ст. 24.1 КоАП РФ