Практически всем, в том числе и обывателям известно, что в случае несвоевременной выплаты страховой компанией страхового возмещения, в результате наступления страхового случая, в соответствии с законом о защите прав потребителей, можно потребовать штраф, в размере 50% от удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда России, штраф взыскивается даже, если данные исковые требования не были заявлены истцом. Однако, на практике все несколько не так безоблачно.
Во-первых, должна быть соблюдена определенная процедура досудебного урегулирования споров, а именно в случае получения недостаточного (заниженного) страхового возмещения, необходимо обратиться в страховую компанию с соответствующей претензией и представить доказательства занижения страховой выплаты. Только после этого у страхователя имеются юридические основания в судебном порядке требовать штраф со страховой компании, в случае удовлетворения его исковых требований.
Во-вторых, в судах города нет единой практики, при каких обстоятельствах выплачивается штраф. В некоторых судах данные исковые требования удовлетворяются судами безоговорочно, в иных истцу отказывают в удовлетворении заявленных требований.
В чем подвох?
Суды отказывая в удовлетворении штрафа ссылаются на то, что страхователь не находится в договорных отношениях со страховщиком, в связи с чем требования не связаны с защитой его прав, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, т.е. оснований для взыскания штрафа, предусмотренного п.6 ст.13 Закона, не имеется (ОСАГО).
Утверждение спорное, однако на практике указанные факты имеют место. В других случаях судами отказывается в удовлетворении данных требований как раз из-за несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, а именно суд указывает на то, что ответчик не был поставлен в известность истцом о том, что он не согласен с суммой выплаченного страхового возмещения. Таким образом, что бы гарантированно получить со страховой компании штраф, который повторимся может составлять до 50% иска, необходимо выполнение нескольких требований. Лучше всего при наличии такой возможности воспользоваться правом «прямого» страхового возмещения, т.е. обратиться в свою страховую компанию, в случаях предусмотренных законом об ОСАГО. Необходимо соблюсти установленный законом порядок досудебного урегулирования спора со страховой компанией.
Необходимо также учитывать, что каждый случай индивидуален и мы только примерно описали порядок действия.