7Отделений
в Санкт-Петербурге

Навязанная страховка по ОСАГО. Куда жаловаться?

Навязанная страховка по ОСАГО. Куда жаловаться?

Знакомая многим ситуация: при заключении договора ОСАГО страховой агент под угрозой отказа от заключения договора или под другим предлогом навязывает страховку, в которой у автовладельца не было необходимости. Являются ли такие действия агента незаконными и куда обращаться за защитой нарушенных прав?

Действия страхового агента с точки зрения закона

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона РФ N 4015-1 «Об организации страхового дела…» страховые агенты осуществляют деятельность за счет страховщика и от его имени, в то же время страховщик обязан контролировать деятельность агента, и несет ответственность за его действия. Неправомерное поведение страхового агента, в том числе навязывание страховки, может быть расценено как незаконные действия страховой компании.

В ст. 1 ФЗ N 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» указано, что договор ОСАГО является публичным договором. Гражданское законодательство устанавливает равные для каждого потребителя условия публичного договора, о чем сказано в ст. 426 ГК РФ.

 ФЗ N 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» не предполагает обязательного заключения иных договоров вместе с ОСАГО.

Таким образом, действия агента (и страховой компании в целом) по навязыванию дополнительных страховок нарушают нормы действующего законодательства и могут быть достаточным основанием для подачи жалобы в контролирующие инстанции.

Куда жаловаться?

Контролирует деятельность некредитных финансовых организаций, к которым относятся страховые компании, Центральный Банк России. Жалобу на незаконные действия страховщика можно подать на сайте Центробанка, или направить письменное обращение по почтовому адресу.

Навязывание страховок запрещено Законом «О защите прав потребителей», в ст. 16 которого указано, что обусловливать приобретение каких-либо услуг обязательным приобретением других услуг запрещено. Жалобы о нарушении указанной статьи рассматривает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Действия страховой компании по навязыванию дополнительных договоров при наличии некоторых условий могут быть расценены, как нарушение п.3.ч.1.ст.10 ФЗ N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в этом случае жалобу можно подать в Федеральную антимонопольную службу.

Гражданин имеет право подать письменное заявление в одну из указанных структур, или сразу во все.

Когда ждать ответа на обращение?

Закон устанавливает четкие сроки для направления ответа заявителю, который обратился в государственную структуру. В соответствии со ст. 12 ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» госорган должен отправить заявителю ответ на обращение в срок, не превышающий 30 суток. Если в силу объективных причин (дополнительное выяснение обстоятельств нарушения, получение ответов на запросы, планирование и осуществление выездных проверок) невозможно ответить гражданину в указанный срок, должностное лицо госоргана может продлить срок рассмотрения обращения еще на месяц, о чем заявитель в обязательном порядке должен быть проинформирован.

Важно помнить, что в соответствии с Указанием Банка России N 3854-У гражданин вправе отказаться от договора добровольного страхования и вернуть заплаченные по нему деньги в течение 14 дней с даты заключения такого договора в любых случаях, кроме исключений, прямо перечисленных в Указании.

Другие статьи раздела:
Обандон в спорах со страховой
Навязанные страховки по кредиту. Новый период охлаждения
Оставьте ваш номер телефона, мы перезвоним!
Выберите ближайший офис
  • +7 (812)6000-300
Напишите нам
Если у вас возник вопрос задайте его нашим специалистам
  • Мы пришлем ответ на этот электронный адрес