Услуги страхования - важная часть современной жизни, а во многих случаях необходимая. При добросовестном поведении страховой компании гражданин-страхователь получает полноценное возмещение ущерба при наступлении страхового случая. Но что делать, если страховщик не спешит исполнять свои обязанности? Существуют ли действенные механизмы воздействия на страховые компании и как ими воспользоваться?
Если страховщик не выполняет обязательства
Чаще всего страховщик допускает следующие нарушения:
Этот перечень нельзя назвать закрытым, гражданин может столкнуться и с другими неправомерными действиями страховой компании, с которыми обязательно нужно бороться.
Первый шаг по отстаиванию законных прав - жалоба на действия страховщика, направленная руководителю компании. В жалобе нужно передать суть спора и сообщить страховщику, что при отсутствии его должной реакции последуют жалобы в контролирующие органы и иск в суд. Если нарушение прав страхователя – не целенаправленная позиция страховой компании, а некомпетентность ее сотрудников, или технический сбой, проблему удастся решить уже на этой стадии.
Если реакции на жалобу не последовало, ситуация не изменилась, имеет смысл перейти к следующему этапу: подача жалоб в надзорные органы.
Куда обращаться?
Единого контролирующего страховые компании органа в РФ нет, поэтому выбирать структуру для подачи жалобы следует исходя из сути конфликта.
Писать можно в следующие органы:
Действия страховой компании должны соответствовать всем нормам действующего законодательства. Страховщик оказывает страхователям услуги, а граждане являются потребителями этих услуг, поэтому правоотношения компании и ее клиента регулируются и законодательством о защите прав потребителей. Нарушениями в этой сфере занимается Роспотребнадзор. В госорган можно обращаться при отказах в выплатах и навязывании дополнительных договоров.
Эта структура контролирует финансовую деятельность страховых компаний. Обращаться в Центробанк можно в случаях, когда страховщик отказывается осуществлять выплату, или значительно снижает ее размер. Также структура рассматривает вопрос навязанных страховок.
Организация не является государственным органом, но в отдельных вопросах контролирует деятельность страховых компаний. В РСА нужно направлять жалобы на действия страховщика, связанные с неправильным расчетом КБМ, по вопросам, связанным с Европротоколом, нарушениям в процессе прямого урегулирования убытков.
Госорган контролирует исполнение норм антимонопольного законодательства страховыми компаниями. Обращаться в ФАС можно при навязывании страховщиком дополнительных услуг, при нарушениях в сфере конкуренции.
Этот госорган рассматривает любые случаи нарушения прав и свобод граждан, поэтому в Прокуратуру можно обратиться в случае любого нарушения страховщиком законодательства РФ в сфере страхования.
Жалобы в указанные инстанции можно подавать по отдельности, или единовременно.
Насколько эффективны обращения в госорганы при спорах со страховщиком? В некоторых случаях – очень эффективны! Страховой компании проще удовлетворить законные требования гражданина, чем проходить многочисленные проверки контролирующих инстанций. Если после подачи жалоб страховщик так и не исполнил обязательства, следует обращаться в суд, поскольку он является конечной инстанцией в конфликте страхователя и страховщика.
Важно написать жалобу или иск юридически грамотно, с изложением всей сути спора и указанием нарушаемых норм, для этих целей разумно обратиться к юристу.