В ближайшее время Госдума рассмотрит законопроект о передаче средств, полученных в результате оплаты штрафов за нарушения ПДД, в дорожные фонды регионов. О необходимости подобных изменений еще в марте 2016 года высказывался Президент РФ, в это же время Министр транспорта предложил внести в законодательство изменения, позволяющие пополнять дорожные фонды за счет средств, полученных от уплаты штрафов.
Как сегодня используются штрафы?
В настоящее время штрафы, уплаченные участниками дорожного движения, направляются в региональный бюджет. Регионы вправе расходовать полученные средства на любые цели, в результате на строительство и восстановление дорог, создание условий для безопасного дорожного движения выделяется небольшие суммы. Минтранс РФ предлагает внести поправки в Бюджетный Кодекс РФ, в соответствии с которыми уже со следующего года деньги, полученные от уплаты штрафов, регионы смогут тратить исключительно на содержание, ремонт, а также строительство дорог. Сейчас у руководителей субъектов РФ есть право переводить средства на содержание и ремонт дорог в определенной части, если поправки в бюджетное законодательство будут приняты, губернаторы будут обязаны использовать средства исключительно по целевому назначению. Не все штрафы пополнят дорожные фонды, регионы не будут получать средства от уплаты штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Что изменится для участников дорожного движения?
Представители Минтранса заявляют, что принятие изменений поможет значительно улучшить сегодняшнее финансирование строительства и содержания дорог, соответственно повысится и уровень безопасности на российских дорогах. Средства будут распределяться на установку светофоров и барьеров, освещение дорог, дополнительное оборудование пешеходных переходов.
У экспертов различные точки зрения относительно предстоящих изменений. Высказываются мнения о том, что перечисление штрафов на улучшение дорог вряд ли существенно изменит положение крупных субъектов России, но в то же время станет значительной поддержкой для дотационного региона. Однако, важно отметить тот факт, что средства, полученные от уплаты штрафов, нельзя назвать стабильным источником дохода для региона, нельзя заранее спрогнозировать сумму, которая будет потрачена на дороги. Кроме того, изменения ухудшают положение региональных властей, у которых в связи с переводом штрафных средств в дорожные фонды сократятся финансы, которые можно свободно расходовать на иные цели.
Координатор российского общественного движения «синие ведерки» предположил, что с внесением поправок в законодательство сократится число «ловушек» и неправомерных действий на дорогах со стороны должностных лиц, поскольку у властей не будет потенциальной возможности закрыть бюджетные прорехи благодаря штрафам за нарушение ПДД.