Каждому водителю знакома ситуация, когда в самый неудачный момент на светофоре загорается желтый, в желании сэкономить время автомобилист проезжает на запрещающий сигнал. Или другой случай: машина остановилась на красный сигнал, водитель дождался желтого и до разрешающего сигнала тронулся с места. Поговорим о правовых последствиях описанного поведения.
Что говорит закон?
Многими автолюбителями промежуточный сигнал воспринимается как предупреждающий, и часто игнорируется. Однако в постановлении Правительства «О правилах дорожного движения» четко определено: желтый сигнал светофора является запрещающим, движение разрешено только при мигающем желтом светофоре. Из указанного положения есть исключения, они описаны в п.6.14 правил: если при загорании желтого сигнала водителю не удается остановиться без экстренного торможения, движение разрешается, но в определенных местах, перечисленных в п.6.13 правил:
В указанных ситуациях проезд на желтый светофор не повлечет негативных правовых последствий. В остальных случаях проезжая на желтый водитель рискует, такие действия, кроме угрозы безопасности самого автомобилиста и участников дорожного движения, влекут привлечение к административной ответственности.
Какое наказание предусмотрено за нарушение?
КоАП за проезд на запрещающий сигнал светофора предусматривает не только финансовые санкции, но и лишение прав. При первом нарушении водителю грозит штраф в размере 1 тыс. рублей, при вторичном совершении правонарушения наказание увеличивается, автомобилисту назначат штраф от 5 тыс. рублей, или лишат прав на срок от 4 месяцев до полугода.
Что делать, если остановил инспектор ГИБДД?
При условии виновного поведения автомобилиста нет смысла спорить и пытаться доказать правоту, в этом случае лучше согласиться с правонарушением и оплатить штраф. Но как быть, если на желтый сигнал водитель проскочил по необходимости и в его действиях нет состава административного правонарушения?
Если не удается убедить сотрудника полиции в том, что остановка была возможна только при экстренном торможении, нужно обосновать свою позицию в протоколе. В объяснении напишите, что проехали на запрещающий сигнал в силу крайней необходимости (ст.2.7 КоАП). Если водитель действовал во вред охраняемым законом интересам, но этим устранил опасность, угрожающую личности и правам других лиц, к административной ответственности он не привлекается. Если остановка машины на желтый сигнал могла бы привести к аварии, угрожала жизни или здоровью водителей, или пешеходов, от наказания за правонарушение водитель освобождается.
Также можно сослаться на пункт 1.5 ПДД, который устанавливают, что участники дорожного движения не должны своими действиями создавать опасности, и пункт 10.5 ПДД которым запрещено резкое торможение.
Водитель обязан соблюдать ПДД и делать все возможное для предотвращения аварийных ситуаций. В одних случаях правила нарушаются по незнанию и невнимательности, в других – осознанно, из-за лихачества и игнорирования установленных запретов. Следует помнить, что секунды времени, сэкономленные во время проезда на желтый, не стоят неприятностей с законом.