Еще в 2014 году Центробанк направил в Ассоциацию региональных банков России письмо, в котором разъяснялось, что банк не вправе отказывать заемщику в выдаче кредита лишь по той причине, что гражданин решил не оформлять страховку. Кроме того, банки не должны изменять условия по сумме и сроку возврата кредита, если он оформляется без страховки. Тем не менее, навязывание банками договоров страхования все еще остается актуальной проблемой.
Банки должны объяснить заемщику, что у него есть выбор – оформить кредит со страхованием, или без него, а вот влиять на решение гражданина посредством навязывания услуг недопустимо. В некоторых случаях при кредитовании обязательно страхуется залог (автокредитование, ипотека). Но кроме этого банки предлагают гражданам, например, страхование жизни, называют такую страховку обязательным условием кредитования или гарантией выгодного процента по кредиту.
Зачем это банку?
Все просто. Банки получают от страховых компаний хорошие комиссионные за каждого застрахованного клиента. В свою очередь, руководство финансовой структуры дает работникам указание сопроводить каждый оформляемый кредит договором страхования. За выполнение таких условий сотрудника банка премируют, а за невыполнение его ждут санкционные меры. Для собственной выгоды банковские работники любыми методами уговаривают клиента оформить страховку. При этом сообщают, что при отказе банк откажет в кредите, или повысит процент.
Как отказаться от ненужной страховки?
Стоит помнить, что навязывание услуг - это нарушение свободы договора.
При оформлении кредита заемщик может сразу заявить, что не нуждается в заключении дополнительных страховых договоров. Но если страховка уже оформлена, страхователь может расторгнуть договор.
В соответствии с Указанием Банка России от 20.11.2015 N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», у страхователя есть законное право на расторжение договора страхования. Страховщик должен вернуть уплаченную страхователю страховую премию в течение 14 дней с момента заключения договора страхования (до августа 2017 года этот срок составлял 5 дней). Указанной возможностью можно воспользоваться, если в течение двух недель с момента заключения договора не было событий, имеющих признаки страхового случая.
Правила о возврате уплаченных за страхование средств распространяется на все случаи добровольного страхования, кроме:
Для возврата денежных средств необходимо обратиться в банк с письменным заявлением и убедиться в том, что заявление принято и зарегистрировано. Если банк в течение 10 дней не дает ответа, имеет смысл обратиться с заявлением напрямую к страховщику. При отказе страховой компании отстаивать права придется в суде.
Расторжение договоров страхования невыгодно банкам и страховым компаниям, которые разрабатывают новые схемы для защиты своих интересов. Для гарантии расторжения договора страхования гражданину стоит обратиться к профессиональному юристу.